Вывоз строительного мусора был и остаётся актуальным вопросом для жителей Киева. Понимание правил и норм является ключевым аспектом, который позволяет правильно утилизировать отходы. Однако неизменно возникает вопрос о том, как лучше и правильнее поступить со строительным мусором и куда обратиться.
С какими проблемами сталкиваются люди, и что говорит статистика?
Актуальные проблемы
Экологическая ситуация в современном мире становится чрезвычайно острой. Это особенно касается таких крупных городов как Киев. Объёмы строительных и других отходов из года в год продолжают расти, что не только негативно влияет на окружающую среду, но и создаёт значительную нагрузку на инфраструктуру.
В соответствии со сведениями, полученными из экологических служб, каждый год в столице образуется от 3 до 4 и даже больше миллионов тонн строительного мусора. При этом около половины из них составляют бетон, кирпичи и различные строительные блоки, сроки разложения которых исчисляются сотней, а порой и большим числом лет. В течение всего этого периода отходы продолжают выделять опасные для человека и экологии вещества, поскольку в таких материалах содержатся ртуть, ксенон, свинец и другие химические соединения. Что же касается других видов строительного мусора, их количество соответствует следующим показателям:
- 20% приходится на дерево и пластик;
- 15% — на металлические материалы (включая арматуру, гвозди, проволоку);
- 10% — на прочие строительные отходы (стекло, гипсокартон, утеплители и т.д.).
Также 5% составляют особо опасные строительные отходы, которые требуют специальной утилизации. К ним относятся растворители, краска, асбест и прочие вещества.
Учитывая растущее количество отходов, лишь 40-50% из них действительно утилизируется специализированными компаниями на оборудованных полигонах по закону. В результате оставшиеся 50-60% либо просто сбрасываются на мусорник/стихийные свалки, либо же перерабатываются. Всё это приводит к ухудшению экологической ситуации и серьёзным штрафам.
Вопросы переработки и утилизации
Первой причиной необходимости утилизации и переработки является экология. Существуют и другие причины, среди которых:
- Минимизация нагрузки на полигоны. Спецполигоны существуют, но их пространство не бесконечно. Рано или поздно без утилизации и переработки они полностью заполнятся, а последующие отходы выбрасывать будет просто некуда.
- Следование законодательным нормам. Существуют законы, строго регулирующие вывоз строительного мусора. Правильная утилизация и переработка позволяют избежать нарушений и административных штрафов.
- Экономия ресурсов. Поскольку многие материалы подвергаются переработке, их можно использовать вторично. В результате потребность в добыче нового сырья снижается, что позволяет избежать истощения важных ресурсов.
- Улучшение инфраструктуры города. Многие материалы, подвергающиеся переработке, могут быть использованы для благоустройства города.
- Выгода с точки зрения экономики. За счёт переработки отдельных материалов появляется возможность компенсировать некую часть затрат на утилизацию.
Невзирая на обоснованную необходимость утилизировать и перерабатывать строительный мусор, мы неизбежно сталкиваемся с рядом значимых сложностей:
- Высокая стоимость. Процессы переработки и утилизации материалов требуют немалых вложений. К примеру, утилизировать бетон и кирпич обойдётся в 300 грн. за 1 кубометр. Также эти материалы могут перерабатываться для повторного использования в строительстве. Дерево можно переработать в щепу/топливо, а утилизация будет стоить в среднем от 150 до 300 грн. за 1 м3. Что касается металла, его можно сдавать в пункты приёма, а его переработка приносит дополнительную прибыль.
- Отсутствие системности сортировки. В нашей стране люди только начинают задумываться о необходимости сортировать мусор. Чаще всего строительный мусор фасуется как попало, что не только усложняет переработку, но и требует затрат на сортировку.
- Нехватка инфраструктуры. Хотя в настоящее время в Киеве имеются специальные полигоны, перерабатывающих предприятий всё же не хватает, что создаёт загруженность вышеупомянутых полигонов.
- Низкий уровень осведомлённости населения. Далеко не каждый знает, что существуют правила утилизации строительных отходов, а также предприятия по переработке. В результате могут образовываться стихийные свалки.
- Недостаток контроля. Несмотря на существующие законодательные нормы, со стороны государства существует минимальный контроль над корректной утилизацией строительных отходов. В результате многие люди халатно относятся к этому вопросу и не только не следуют букве закона, но и не знают его.
В целом в настоящее время необходимо сделать акцент на повышении осведомлённости населения о законах по утилизации и сортировке, способствовать расширению инфраструктуры для переработки и утилизации мусора, а также усилить контроль над исполнением существующих правил.
Вывоз мусора в разных частях Киева
Киев — густонаселённый мегаполис, где постоянно возводятся новые здания и реставрируются старые. К тому же, люди, стремясь к улучшению жилищных условий, частенько делают ремонты, перепланировки и проводят другие работы, в результате которых образуется строительный мусор.
Ситуация с количеством мусора в разных районах несколько отличается. К примеру, в Дарницком и Голосеевском наблюдается самый большой вывоз строительных отходов, поскольку здесь проходит активное строительство новых жилых комплексов и домов. Не сильно отстают от них Оболонь, Позняки и Троещина. Эти районы наполнены крупными жилыми массивами, в связи с чем наблюдаются частые ремонты. В центральных районах города (Печерском, Шевченковском) строительного мусора меньше, однако и здесь существует проблема его вывоза. Это связано с высокой плотностью застройки и исторически узкими улочками, которые создают трудности при вывозе отходов. Также здесь недостаёт пространства даже для временного хранения мусора.
В зависимости от объёмов, строительный мусор в Киеве вывозится:
- мешками (небольшие объёмы отходов до 1 кубометра утилизируются в мешках через пункты приёма или вывозятся на свалку);
- контейнерами (для вывоза мусора объёмом от 1 до 5 кубометров вывоз осуществляется в бункерах, что является наиболее часто используемым методом в центральных районах);
- самосвалами (при объёмах более 5 кубометров потребуется спецтехника).
Чаще всего (в 50-60% случаев) киевляне пользуются услугами профессиональных компаний. Они аргументируют это возможностью быстро избавиться от мусора, не заморачиваться поисками полигона, а также не нарваться на штраф. При этом всё ещё довольно большое количество людей (30-40%) предпочитают самостоятельно справляться со строительными отходами. Обычно это связано с их небольшим количеством и возможностью самостоятельно вывезти их в мешках.
Принимаем обдуманное решение
Чтобы определиться, каким же образом лучше вывезти мусор, важно учесть все нюансы. К ним относятся:
- объёмы и габариты отходов;
- наличие подходящего транспорта;
- знание правил утилизации строительного мусора;
- знание местонахождения полигонов.
Не менее важно понимать, сколько обойдётся услуга. В целом утилизировать строительные отходы можно быстро и бюджетно. На сегодняшний день ценовая политика такова:
- вывоз в мешках: 50-100 грн./мешок, в зависимости от вида/объёма мусора;
- вывоз контейнером: 1500-5000 грн., в зависимости от объёма (8, 10, 15 и более кубометров);
- вывоз самосвалом: от 3000 грн., в зависимости от объёма.
При этом от вас требуются минимальные усилия, а мусор будет гарантированно утилизирован правильно и в удобное для вас время. Главное — найти надёжную профессиональную компанию.
Принимая решение, необходимо понимать последствия некорректного вывоза мусора и его сброса в неположенных местах. Во-первых, строительные отходы нельзя выкидывать вместе с обычными ТБО. Это грозит штрафом от 1360 грн. и более. Во-вторых, не следует выкидывать отходы где попало, образуя стихийные нелегальные свалки. За такое нарушение максимальный штраф составляет 34 тысячи грн., и может предусматриваться даже уголовная ответственность. Отдельные санкции предусмотрены за выброс мусора у реки, в лесу или на пустырях — 850 грн. и более для физических лиц и от 1700 грн. для юридических. Принимая всё это во внимание, следует сто раз подумать, каким образом вывозить строительный мусор.